Страница социального педагога
Социальный педагог школы № 106 Приморского района Санкт-Петербурга
Цирульник Татьяна Степановна.
Образование - высшее.
Специальность – учитель истории и обществознания.
Нет столь дурного человека, которого бы
хорошее воспитание не сделало лучшим.
Что должно отличать социального педагога?
- Гуманность и доброжелательность, тактичность, выдержка и самообладание, справедливость, наблюдательность, инициативность, ответственность, организованность и смелость.
Каковы составляющие успеха в работе социального педагога?
- Ум и образование, эрудиция, знание среды, гражданственность, профессиональная честность и непринятие дискриминации личности, чувство собственного достоинства.
Цели, которые должен ставить перед собой социальный педагог:
- формирование здоровых, гуманных отношений в социуме
- помощь в создании атмосферы доброжелательности и взаимной заботы
- социальная защита ребенка
- оказание ребёнку социальной или медицинской помощи
- реабилитация и адаптация в обществе.
Задачи:
- изучение ребенка (отношения в семье, школе, во дворе), выявление психологических, медицинских, правовых и др. проблем ребенка и его семьи;
- помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость, защита его прав;
- анализ, обобщение и распространение положительного опыта;
- побуждать ребёнка к самоанализу внутренней эмоциональной среды, поступков, к приобретению знаний и умений, к развитию способностей;
- изучение семьи, приобщение к совместной со школой деятельности, организация педагогического просвещения родителей, помощь семье в проблемах, связанных с дисфункцией семейных отношений.
- привлечение детей, родителей, общественных организаций к совместной деятельности, проведению социально значимых мероприятий, акций;
- помощь педагогам школы в разрешении конфликтов с детьми.
- проведение мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди подростков.
- осуществлять мониторинг досуговой, внеурочной деятельности учащихся.
10 заповедей для родителей:
1.Знайте меру - когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда»,
«Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок всегда и вообще хорош, он лишь
сегодня что – то сделал не так, об этом скажите ему.
2.Не расставайтесь с ребенком в ссоре - сначала помиритесь, а потом идите по
своим делам.
3.Творите пространство любви - возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все – таки, как хорошо у нас дома».
4.Общайтесь с ребёнком – если общения не происходит, между вами нарастает непонимание, и вы отдаляетесь друг от друга. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
5.Умейте слушать – для ребёнка очень важно делиться с вами своими успехами и неудачами. Дайте ему такую возможность. Не перебивайте и не критикуйте.
6.Поддерживайте – подчёркивайте сильные стороны своего ребёнка, поощряйте ребёнка за успехи, избегайте акцентирования его слабых сторон, поддерживайте в трудных ситуациях.
7.Не предавайте – Всегда будьте на стороне ребёнка, даже тогда, когда он не прав. Научите его признавать свои ошибки и исправлять их.
8.Будьте последовательны – не меняйте свои позиции под влиянием ситуации. Не предъявляйте детям требования, которые не выполняете сами.
9.Умейте поставить себя на их место - ребёнку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался. Посмотрите на мир их глазами, вспомните, как Ваши родители поступали по отношению к Вам в таких ситуациях. Дайте детям почувствовать, что вы их понимаете.
10.Общайтесь с его друзьями – в подростковом возрасте друзья ребёнка оказывают на него значительное влияние, иногда даже большее, чем родители. Пусть друзья приходят к вам в дом. Не критикуйте друзей вашего ребёнка, научите его самого критически оценивать мнения и поступки своих друзей.
Рекомендации классным руководителям в работе с «трудными» подростками
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них.
2. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается.
3. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
4. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
5. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой.
6. Помнить, что стрессовая тактика авторитарной педагогики по отношению к детям способствует пополнению рядов группы риска.
7. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное.
8. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
9. Только на основе доверия и взаимного уважения с подростком можно решать какие-либо проблемные вопросы.
10 .И если это доверие достигнуто – не злоупотреблять доверием подростка, нарушая данное ему слово или обещание, вводя его в заблуждение.
Профориентационная деятельность
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога является профориентационная работа с воспитанниками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.
Содержание и формы деятельности социального педагога, на мой взгляд, в этом направлении следующие:
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций по профориентации
- Профдиагностика
- Организация встреч с людьми разных профессий
- Проведение занятий по основам выбора профессии
- Организация взаимодействия с высшими и средними профессиональными учебными заведениями с целью определения дальнейшего образовательного пути воспитанника
- Координация реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Одной из важных, очень плодотворных, в плане профориентации старщеклассников школы форм работы, является сотрудничество нашей школы с Молодёжной некоммерческой организацией AIESEC в рамках проекта по
профориентации старшеклассников PROFfile. Выражаю лично благодарность Новиковой Елене, руководителю проекта, за участие старшеклассников нашей школы в фестивале «Уроки успеха» (27.11.2010)
Цели фестиваля:
- дать старшеклассникам практические знания о том, как сделать правильный жизненный выбор, с чего начать строить карьеру и как быть успешным в своей профессии
- повысить мотивацию и интерес школьников к вопросам профессионального и личностного самоопределения.
Дата: 27 ноября 2010 года, продолжительность: 11.00 -16:30
Место проведения:
Российский Государственный Педагогический Университет имени Герцена
Участники Фестиваля:
- старшеклассники Санкт-Петербурга (10-11 классы)
- представители школ Санкт-Петербурга
- представители AIESEC Санкт-Петербурга
- партнеры Фестиваля
- представители СМИ
Содержание:
Фестиваль состоял из двух частей:
1. «Диалоги с Успехом» - ток-шоу с приглашенными гостями - людьми, достигшими успеха в своей профессии.
Тема – «Успех в профессии и успех в жизни».
Обсуждалась история успеха приглашённых гостей, сравнивались различные понимания и трактовки успеха, формулы успеха.
Была организована дискуссия гостей с ребятами, ответы на вопросы.
Старшеклассники:
- вывели для себя свою собственную формулу успеха и свое понимание успеха;
- получили от профессионалов советы по построению карьеры и жизни в целом;
- увидели своими глазами, с чего начинается успех;
- поняли, что невозможное достижимо при правильном подходе и хорошей подготовке;
- серьезно задумались о своём будущем.
2. Игра «Старт карьеры» - интерактивная игра по станциям, символизирующим этапы, которые должен пройти молодой человек для успешного старта своей карьеры: знания и навыки, необходимые для этого.
Школьники прошли через ряд этапов, готовящих их к успешному старту своей профессиональной деятельности.
Организация мониторинга досуговой деятельности учащихся школы.
У древних римлян в ходу было высказывание: «Праздность – мать всех пороков». Казалось бы, какое красивое по звучанию слово — «праздность», почти — «праздник». От «праздника» веет радостью, весельем, ничегонеделанием. Вот как раз это последнее и составляет суть праздности. Но что плохого делает человек, когда он ничего не делает? А то именно, что ничего не делает. Перестаньте, например, ходить, в итоге вы потеряете способность ходить, едва будете в состоянии встать и держаться на ногах. Так происходит с телом, так — и с душою. Всякая способность души — упражняемая — возрастает и усиливается; оставляемая же в бездействии — слабеет и исчезает. Кроме того, праздность крадет у нас то, что дороже всякого сокровища, это — время. А ведь нет ничего хуже упущенных возможностей. Праздный человек ищет себе такие занятия, которые бы легко давали ему желанные блага и удовольствия, и, как следствие, бывает более всего способен на всякое дурное дело, обман, грабеж и так далее. Плоды праздности — скука, и, как следствие, пороки и преступления.
Таким образом, помимо работы с группой риска, участия в организации службы психолого-педагогического сопровождения, профилактики правонарушений и т.д., считаю необходимым для себя классных руководителей нацеливать на то, чтобы все воспитанники посещали кружки, спортивные секции, клубы, дополнительные занятия по предметам.
В нашей школе уже два года действует театральный кружок под названием «Театр на Сердобольской». За два года силами кружковцев были поставлены спектакли: «Метаморфозы», «Ромео и Джульетта», «Дары волхвов или превратности судьбы…». В настоящее время приступили к работе над спектаклем «Золотой ключик».
Деятельность кружка позволяет раскрывать таланты детей, но, самое главное, привлекать детей с девиантным поведением. Ведь в театральном кружке всем найдётся занятие: и декорации приготовить, и подумать над реквизитом, и помочь в организации репетиций, и помочь в подготовке звукоряда к спектаклю. Каждый может здесь самоутвердиться, почувствовать свою важность и значимость. А счастливые глаза детей после премьеры – дорогого стоят.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в инстаграм