Загрузка ...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«Укрепление и сохранение здоровья школьников»
ГБОУ школы №106

Приморского района

Санкт - Петербурга

По данным Всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% от образа жизни человека. В начале 90-х годов социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Актуальность программы заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.

 Нормативные основания разработки целевой программы

 Программа опирается на следующие нормативные основы:

  1. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ с внесенными позднее изменениями)
  2. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» Федеральный закон от 22.07.1993 г. № 5487-1
    1. «Об образовании» Федеральный закон от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями, статья 32.
    2. «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы» (Постановление Правительства РФ ОТ 23.12.2005 № 803 с внесенными позднее изменениями)
    3. «Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в российской Федерации на 2006-2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 № 7)
    4. «Концепция целевой программы «Дети России» на 2007-2010гг.», подпрограмма «Здоровое поколение» (Постановление Правительства РФ от 26.01.2007 № 79-р)
    5. «Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» (Приказ МО РФ № 1418 от 15.05.2000)
    6. «О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 гг.» Постановление Правительства СПб от 22 марта 2005 №343
    7. «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» Постановление Правительства СПб от 20.07.2007 №884
    8. «Об утверждении Плана мероприятий «Региональная целевая программа по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2009-2012 гг.» Постановление Правительства СПб от 02.09.2009 №994
    9. «Об утверждении инструктивно-методических указаний по совершенствованию физического воспитания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» Распоряжение Комитета по образованию СПб от 08.12.2006 №1261-р
    10. «Об усилении взаимодействия детских амбулаторно-поликлинических и образовательных учреждений по укреплению здоровья детей» Распоряжение Комитате по здравоохранению Правительства СПб от 21.09.2006 №387-р
    11. «Об утверждении Концепции создания Службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»  Распоряжение Комитета по образованию СПб  от 31.01.2008 № 124-р

 

Цель программы:
предоставление возможностей школы для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.

Задачи:

Полнота состава действий, необходимых для достижения поставленной цели — формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, согласованность в действиях специалистов разных профессий, соответствие между желаемым и возможным определяют целостность программы, ее реалистичность и рациональность.

Знание конечной и ряда промежуточных целей позволяет отслеживать результаты поэтапной деятельности и соотносить их с теоретически ожидаемыми результатами. Своевременное обнаружение отклонения реального положения дел от предусмотренного программой гарантировано максимально возможной детализацией функциональных специалистов в области здоровья.

Цель и планируемые действия по таким приоритетным направлениям, как учебно-воспитательная, спортивно-оздоровительная, научно-методическая, информационно-просветительская, коррекционная соответствует не только сегодняшним, но и будущим требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению и условиям его деятельности, что и определяет прогностичность данной программы.

Анализ состояния здоровья школьников по семи основным параметрам является неотъемлемой частью анализа итогов учебного года на протяжении всех лет реализации программы.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, необходимая для реализации программы:

Раздел 1. Технологии, применяемые для реализации программы.

1.1. Медико-гигиенические технологии.

1.2. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Данный раздел программы охватывает все виды двигательной активности и в свою очередь решает определенные задачи по укреплению и сохранению здоровья, развивает все физические качества, улучшает работоспособность учащихся, как умственную, так и физическую. Формирует устойчивый интерес и потребность заниматься физической культурой, воспитывает волю, смелость, настойчивость, дисциплину, чувство коллективизма, навыки культурного и физически компетентного поведения.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов. Позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.

1.3. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Сохранение здоровья рассматривается как частный случай главной задачи — сохранения жизни, поэтому рекомендации специалистов по охране труда, строителей, представителей коммунальной, инженерно-технической служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

1.4. Экологические здоровьесберегающие технологии.

1.5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Реализация ГБОУ школы №106 Приморского района Санкт – Петербурга гендерного подхода в обучении как одной из ведущих здоровьесберегающих технологий.

На протяжении нескольких лет школа № 106 осуществляет гендерный подход в обучении школьников. Идея применения данной здоровьесберегающей технологии была вызвана резким ухудшением психофизического состояния учащихся. Гендерное обучение рассматривается в данном случае как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности у подрастающего поколения.В ходе продолжительной работы по реализации раздельно – параллельного обучения было выявлено положительное влияние раздельного обучения как на физическое, так и на умственное и психическое здоровье детей, а именно: уже в начальной школе дети, обучающиеся в раздельных классах, демонстрируют более высокий уровень умственной работоспособности, концентрации внимания, уравновешенности нервных процессов и успеваемости, показатели физического развития в классах раздельного обучения значительно выше, а уровень заболеваемости значительно снижен по сравнению  со смешанными классами. Медицинские исследования детей показали также ,что при раздельном обучении все системы организма детей дают лучшие показатели: и пищеварительная, и сердечнососудистая, и нервная; снижается утомляемость, заболеваемость,тревожность. Данные исследований школьного психолога показывают положительную динамику развития личностных характеристик учащихся: самооценки, мотивации, коммуникативных навыков, уровеня развития эмоционально-волевой сферы.  Всё это позволяет сделать вывод о целесообразности раздельного обучения как средства укрепления здоровья школьников.

1.6. Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии.

1.7. Лечебно-оздоровительные технологии.

1.8. Психолого-педагогические технологии.

Наиболее значимы по степени влияния на здоровье. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.

Раздел 2. Приоритетные направления и формы деятельности.

1. Учебно-воспитательная работа.

Научно-обоснованная, строго-регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в целом.

2. Диагностическая работа.

Комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

3. Профилактическая и коррекционная работа.

Предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

4. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа.

Внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.

5. Информационно-просветительская работа.

Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

Формы деятельности

Уроки, кружки, секции, хореография, танцы. Этикет, коррекция, дни здоровья, уроки спорта, спортивные соревнования, турниры, туристические слёты, конкурсы, направленные на популяризацию здорового образа жизни и жизнесбережения.

Организация работы с учащимися:

Организация работы с родителями:

Организация работы с педагогами:

Для внедрения программы в полном объеме необходимо организовать и провести следующие мероприятия:

  1. Теоретические: изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.
  2. Методические: корректировка действующих учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, составление и разработка специальных учебных программ по физической культуре для учащихся различных возрастных групп, составление перечней функциональных обязанностей специалистов службы, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы школы, разработка основных классификаций параметров здоровья.
  3. Организационные: подбор специалистов, повышение их квалификации, пополнение необходимым диагностическим и лечебно-профилактическим оборудованием, оснащение классных кабинетов. Обеспечение необходимыми учебниками, методическими пособиями, наглядными, раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.

Раздел 3. Модель здоровья школьника.

Здоровье физическое:

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье социальное:

Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Здоровье психическое:

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.

Главное условие для успешного решения оздоровительной программы — воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:

Раздел 4. Анализ проблем и ресурсов образовательного учреждения

Для определения стратегии деятельности СЗОУ был проведен анализ проблем и ресурсов ОУ по построению здоровье-созидающей образовательной среды. Выявленные проблемы и ресурсы могут быть сгруппированы следующим образом:

 

Факторы

Преимущества

Недостатки

 

 

 

Внутренние факторы создания СЗОУ

в штате есть специалисты для организации Службы здоровья

недостаточно развита инфраструктура

достаточный уровень физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья учащихся

отмечается снижение школьной мотивации и повышение напряженности старшеклассников

имеется опыт предыдущей работы школы по решению проблем здоровья учащихся и педагогов

низкий уровень двигательной активности учащихся в ходе учебного процесса

хорошее техническое состояние школьного здания и учебных помещений

в штате нет постоянного медработника

имеется тренажерный класс

учащиеся недооценивают значимость информационного влияния школы по воспитанию культуры здоровья по сравнению с другими источниками информации

высокая спортивно-оздоровительная активность учащихся

имеются социальные проблемы в семьях учащихся: низкий доход, проблемы питания, мало родителей с высшим образованием

положительное отношение к культуре здоровья учащихся и педагогов

не все учащиеся средней и старшей школы получают горячее питание

школа пользуется авторитетом в районе

 

 

Возможности

Угрозы

 

 

 

 

 

Внешние факторы, влияющие на создание СЗОУ

наличие в районе медицинских учреждений, Центров досуга, ППМС-центра, спортивных клубов, ДДТЮ, с которыми налажено социальное партнерство

парковка частного автотранспорта на пришкольной территории создает угрозу безопасности учащихся и загрязняет атмосферу и пришкольную территорию

взаимодействие школы с муниципальным образованием

плотная прилегающая застройка препятствует оборудованию школьного стадиона

удобное территориальное расположение школы

в радиусе500 мот школы имеются торговые точки, реализующие алкогольную и табачную продукцию

участие в городском эксперименте, что дает возможность изучения  опыта создания Службы здоровья в экспериментальных школах

проблемы образа жизни детей (нарушение режима дня, неучастие родителей в досуге детей)

 

недостаточное финансирование

 

Раздел 5. Краткая справка о реализации программы в 2011 – 2012 учебном году.

Мероприятия программы и их ресурсное обеспечение

Мероприятий, необходимые для достижения результата

Показатели достижения результата

Методы измерения (документы, подтверждающие результат)

Ресурсы, необходимые для достижения результата

Создание образовательной среды, обеспечивающей становление

здоровья учащихся

1. Организация работы ОУ в 2011 – 2012 учебном году

Комплектование учащихся с учётом гендерного подхода  и штата сотрудников

Лицензия

Приказ комитета образования

Взаимодействие с социальными партнерами, администрацией района

 

2. Привлечь органы районной администрации и местного самоуправления:

-оборудование пришкольного стадиона

- озеленение пришкольного участка.

Проведены работы по оборудованию школьного стадиона, возведено его ограждение;

пришкольный участок озеленён; ведутся переговоры о возведении бассейна на территории школы

Акт приемки

 

Отчет администрации ОЦ

Повышение уровня культуры здоровья

Родительские собрания, гостиные

1 раз в 3 месяца

Протокол

Отчет

Помещение

Оборудование

Мультимедиа

Приглашение специалистов различных служб для бесед с учащимися и их родителями

1 раз в месяц

Отчет

Помещение

Оборудование

Мультимедиа

Организовать группу ОФП для педагогов школы

10 человек

1 раз в неделю

Регистрация

Журнал посещений

Спортзал

Тренажерный зал

Занятие в оздоровительных секциях  для учащихся

Группы учащихся до 12 человек

Регистрация

Журнал посещений

Спортзал

Тренажерный зал

Организация динамических пауз во время большой перемены

Все учащиеся

фотоотчёты

Школьные рекреации

Организация конкурсных мероприятий, направленных на популяризацию здоровьесбережения

Все учащиеся

Творческие отчёты

Классные помещения, актовый зал

Организация праздничных мероприятий

Все учащиеся

Творческие отчёты

Классные помещения, актовый зал

Организация и проведение сезонных туристических слётов школы

3 раза в год

фотоотчёт

г.Зеленогорск

Мониторинг

2 раза в год

Отчет и анализ

Служба здоровья, ПК, Интернет, бланки

Обеспечение здоровьесберегающих образовательных программ,

способствующих социализации учащихся и выбору

профессионального маршрута

Работа с педагогами (гостиные, круглые столы)

Проведение уроков здоровья и др. мероприятий

Отчет

Педагогический коллектив

Работа с учащимися («Шаг в профессию»)

Выбор индивидуального профессионального маршрута

Портфолио и фото-отчеты

Ресурсный центр

Работа с родителями (семинары, гостиные, тематические вечера)

Повышение уровня культуры питания семьи

Мониторинг

Служба здоровья